CREATIVE WORLD - Международная выставка, где можно увидеть товары для занятий искусством, живописью, рукоделием, различными художественными ремеслами.
В 2016 году 280 участников из 30 стран мира представили целый спектр новых продуктов для оптовых и розничных покупателей, учителей, воспитателей, художников. Всемирную выставку в области товаров для искусства воспринимаешь, в своем роде, как «законодателя моды» в этой сфере. Новинки начинают свое шествие по прилавкам магазинов именно с выставочных стендов Креатива. Всегда интересно окунуться в атмосферу всеобщего творческого настроения и оригинальных идей.
Не первый год инициативная группа МТОО «Союза педагогов-художников» посещает выставку во Франкфурте-на-Майне с целью познакомиться с основными производителями художественных товаров, которые представлены на российском и европейском рынке, а также с основными инновациями в сфере производства товаров для художников. Мы всегда рады встрече с представителями фирм, фабрики которых мы посещали в рамах проекта «Школа арт-мастерства»: C.Kreul (Германия), Pebeo (Франция), Dervent (Англия). В целом, выставка всегда дает представление об основных самых развивающихся направлениях в сфере художественных товаров для хобби, детского и профессионального творчества.
На выставке этого года году самым популярным художественным товаром, который представили многие производители, оказались художественные маркеры и их разновидности, которые предназначены для художественной графики. Их удобство, простоту и технические возможности давно оценили художник, педагоги и просто любители рисовать в свободное время. Современные маркеры – это результат развития технологий в искусстве. Все началось в далеком 1844 году, когда продавец канцелярских товаров Льюис Эдисон Уотермен изобрел первую авторучку с капиллярной системой подачи чернил. Ласло Биро - венгерский журналист, придумал метод использования в ручках шарика, который при движении ручки будет вращаться и тем самым переносить чернила на лист. Затем патент на шариковую ручку был приобретен Британским Парламентом. В 1945 году шариковая ручка появилась на рынке США.
Ручка-роллер была изобретена в 1963 году японской компанией Ohto Co. В ручке был использован шариковый механизм, но стержень был наполнен не чернилами, а красящей жидкостью на водной основе или гелем. А вот использование геля в ручке началось в 1984 году, придумали это в другой японской компании - Sakura Color Products Corp. Гелевые ручки требуют более частой замены стержня, но имеют ряд преимуществ: требуют меньшего давления на бумагу при письме, рука меньше напрягается, линии более четкие, цвета более разнообразны.
1960 году был изобретен первый фломастер в Японии, который очень быстро стал популярным во всем мире. Естественно, началось производство различных модификаций фломастера, в том числе маркера. Изобретенные в 60х годах XX века и быстро получившие широкое распространение по всему миру, маркеры широко используются в различных областях. Существует множество видов маркеров, с помощью которых можно выделить нужный текст или сделать надпись на любой поверхности. Есть офисные маркеры, промышленные маркеры, текстильные маркеры, а также различные специализированные маркеры. Основной характеристикой маркера как пишущего изделия считается длина и яркость его следа. Также важнейшей характеристикой маркера является срок годности, в течение которого маркеры сохраняют насыщенность цвета.
Конструкция маркера проста и очень технологична. Простейшие маркеры состоят всего из трех-четырех деталей: пластиковой трубки - корпуса (иногда с колпачком-заглушкой в торце), пористого стержня, пропитанного красящим веществом и главной детали - фетрового наконечника, который служит в качестве пера. В отличие от перьевой авторучки, в которой использован принцип капилляра, в маркере используется принцип фитиля. Жидкое красящее вещество (это не обычные чернила) поступает по микроскопическим каналам пористого стержня к фетровому наконечнику. По мере расходования красителя, количество жидкости в стержне уменьшается. Но поскольку это фитиль, то фетровый наконечник расходует краску до последней капли.
Технологической инновацией последних лет, которая была широко представлена на выставке, являются маркеры по ткани и керамике. Их удобство в работе с детьми несомненное. Маркеры по керамике оставляют четкую линию на керамическом изделии. Принцип рисования напоминает надглазурную роспись фарфора. Также можно закрашивать созданный рисунок. Маркеры по керамике в качестве наполнителя содержат краску по керамике, которую невозможно разлить, что важно для детского творчества.
Маркеры по ткани также удобны для работы, фиксируются утюгом, имеют разнообразную цветовую палитру, пригодны для светлых и темных тканей.
Еще одна разновидность маркеров, которая пользуется сегодня у художников популярностью - промаркеры (маркеры с двумя наконечниками). Это быстросохнущие маркеры на спиртовой основе, позволяющие делать различные мазки (с одной стороны тонкий, для прорисовки деталей и тонких линий, с другой широкий и срезанный, для широких линий и закрашивания). Маркеры хорошо зарекомендовали себя для работы на пленэре, в сочетании с акварелью линерами. Промаркеры оставляют полупрозрачный след, акварельно сливаясь друг с другом, что дает возможность передавать тонкие нюансы натуры.
Ручка-кисть также является разновидностью маркера. Однако в отличии от рядового маркера, пишущий фетровый наконечник имеет форму тонкой кисти с острым кончиком. При нажатии ручка-кисть может оставлять след различной толщины, давая возможность работы всей поверхностью пишущего стержня или его кончиком.
Рапидограф (линер, лайнер, рейсфейдер, капилярная ручка, японский маркер) - ручка для каллиграфии и точных чертёжных работ. Исключительно удобный фломастер, который рисует чёткими тонкими линиями размером от 0.05мм до 2.5мм. В оригинале, это сложный инструмент с возможностью заправки тушью. Одноразовые рапидографы (линеры) заправлены пигментными (архивными) чернилами, которые не трескаются и не выгорают. Линер, по сути, является одноразовой «версией» рапидографа – специальной тонкой емкости с острым наконечником-пером, в которую заливают чернила для последующего рисования, черчения или каллиграфического письма. Линер нередко называют «японским маркером», его изобретение приписывают японцам, которые издавна использовали чудо-ручку для выведения сложных иероглифов. Чернила водостойкие и не смываются водой. Толщина линий позволяет рисовать как очень тонкими линиями, так и толщиной соразмерной с не толстым маркером. Линер предназначен для письма по бумаге, картону и другим впитывающим поверхностям. Рисовать линером легко и приятно – линии получаются равномерными, без потеков и капель, их ширина будет зависеть только от нажатия и толщины пера. Сегодня линеры выпускаются не только японскими производителями, но и многими европейскими, азиатскими компаниями. Но лучшей по-прежнему считается продукция японских фабрик, с особым составом чернил, который стоек к выгоранию, влаге, не тускнеет и не размазывается со временем.
Применение линеров в педагогической практике, на сегодняшний день является, по нашему мнению, повсеместным. Удобство и безопасность применения делает эти ручки незаменимыми для выполнения многочисленных графических заданий, упражнений в смешанной технике. Классическая техника «тушь, перо» полностью заменена использованием линеров. Сложные задания в технике графика возможно сегодня выполнять, используя линеры с наконечником различных диаметров.
Разновидностью линера, которая появилась относительно недавно являются аквалайнеры. Они заправлены не чернилами, а жидкостью на акриловой основе. Соответственно они имеют широкую цветовую палитру, могут размываться водой, другими словами аквалайнеры получили технические расширения свойств, связанные с акриловыми красителями.
Большую популярность сегодня приобретают различные печатные издания для творчества и отдыха с графическими орнаментальными мотивами. Это тенденция отчасти связана с большой популярностью линеров, их доступностью и повсеместному распространению. Зентангл – новое направление в искусстве рисования. Авторами этой идеи являются Рик Робертс и Мария Томас, придумавшие зентангл в качестве упражнения для медитации. Это довольно молодое направление, которому примерно 8 лет. Повторяющиеся орнаменты, линии, круги и другие формы, каждая из которых называется "танглом", соединяются в причудливые узоры.
Зентангл — это абстрактный рисунок, созданный на основе повторяющихся узоров на квадратном листе бумаги шириной 3.5 дюйма (8,9 см), и они всегда рисуются черными чернилами на белой бумаге. Изобретение зентангла, по мнению его авторов, предназначалось для того, чтобы сделать рисование приносящим удовольствие, успокаивающим и доступным всем. Рисунок, выполненный таким способом, не имеет ни верха, ни низа, поэтому законченное произведение можно рассматривать под любым углом и в любом направлении.
Следующим подобным направлением рисования сегодня является Дудлинг или Doodling (от англ. doodle – «каракуля») – это техника создания простейшего рисунка, состоящего из различных элементов. Главное при этом, чтобы человек рисовал, будучи занят чем-то ещё: слушая лекцию, разговаривая по телефону, будучи на совещании, сидя в ожидании чего-то и т. п. Главное в этой технике – машинальность и спонтанность работы.
Важно подчеркнуть, что данные направления не являются чем-то новым для художественной педагогики. В качестве примера можно привести учебное пособие Г.М. Логвиненко и творческие работы выдающихся художников графиков: М. Эшера, О. Бердслея. Скорее, это момент сближения декоративного рисования, которое имеет давние традиции в художественном обучении с хобби. Эта тенденция широко поддерживается многими производителями художественных товаров.
Таким образом, следует отметить, что в развитии рынка товаров для художественной и педагогической практики определяющее значение сегодня приобрели технологические инновации, которые ведут за собой расширения технических свойств того или иного специализированного предмета. Соответственно, технические приемы работы с материалами расширяются в сторону удобства и доступности. Несомненно, это дает дополнительные возможности для разработки методики работы с учащимися различных возрастов, а также стимул для художников-педагогов в освоении новых техник или разработки авторских приемов работы с различными материалами.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М. 2004.